Как государственные программы стимулируют банковское финансирование малого и среднего бизнеса.
Повышение доступности финансирования для малого исреднего бизнеса— одна изосновных задач нацпроекта «Малое исреднее предпринимательство иподдержка предпринимательской инициативы». Хотя субъекты МСП обеспечивают более пятой части производстваВВП, наих долю пока приходится лишь около 13% вобщем объеме кредитов юрлицам, отмечает председатель совета Торгово-промышленной палаты РФпо финансово-промышленной иинвестиционной политике, общественный уполномоченный позащите прав субъектов инвестиционной деятельности Владимир Гамза: «Показатель вдва раза ниже, чем средний уровень встранах ОЭСР».
Ситуация постепенно меняется. Ваналитической записке Банка России приводятся данные «замеров индикаторов финансовой доступности» запрошлыйгод: в2018 годуМСП, включая индивидуальных предпринимателей, были предоставлены кредиты изаймы наобщую сумму более6,85 трлнруб.— рекордная величина с2015 года. Кредитный портфель для МСП превысил4,25 трлнруб., начав расти впервые с2014 года (на1,1% поотношению к2017-му). Доля просрочки снизилась на16,2%, до522 млрдруб. Это результат снижения в2018 году ставки покредитам, объясняют вЦБ: для займов МСП насрок догода она составляет11,13% годовых, свыше одного года—11,17% годовых.
Примерно две трети потребностей вфинансировании субъекты МСП обеспечивают засчет собственных средств исредств партнеров побизнесу, ссылается наданные независимых исследований иопросы предпринимателей Владимир Гамза. 30%— это кредиты, около половины которых составляет банковское финансирование, около 25%— все виды льготного кредитования, немногим более 20%— потребительские кредиты физическим лицам вцелях финансирования бизнеса. Остальное— средства небанковских финансовых организаций. Главный недостаток всфере кредитования субъектовМСП, пословам Владимира Гамзы, высокие требования банков поликвидному обеспечению кредитов всоответствии сжесткой политикой Банка России.
Ключевым фактором впринятии банками положительного решения овыдаче кредитов является наличие залогов, напоминает член генерального совета «Деловой России» Виктория Попылькова: «Это могут быть как основные средства компании, так иличная собственность. Нодалеко невсе субъекты МСП имеют достаточную залоговую базу, аотдавать взалог машину или квартиру решаются невсе».
«Расширение кредитования возможно лишь вслучае смягчения политики ЦБи перехода банков накредитование наоснове оценки модели ирезультатов бизнеса предприятий»,— уверен Владимир Гамза.
Государство поможет
Банковское финансирование МСП стимулируют госпрограммы как нафедеральном, так ина региональном уровне, предоставляя субсидии, гарантии ипоручительства покредитам, реализуя льготные лизинговые ифакторинговые схемы.
«Госпрограммы поддержки МСП сейчас становятся все шире, вплоть допоявления такого инструмента привлечения финансирования, как выпуск малым исредним бизнесом долговых ценных бумаг споддержкой (поручительством игарантиями) Корпорации МСП иМСП Банка. Вэтомже году существенно, с15 до90, расширено число банков— участников льготной кредитной «Программы8,5»,— говорит президент аналитического агентства «Бизнесдром», руководитель рабочей группы «Опоры России» попроблемам блокировки счетов Арсений Поярков.
Кэтой программе после изменения профильных нормативов ЦБсмогли подключиться некрупные банки, втом числе региональные. Для сравнения: в2017-м, когда программа была запущена (тогда она называлась «Программа6,5»), вней участвовало всего три банка.
Вэтом году нафинансирование программы льготного субсидирования субъектов МСП вбюджете предусмотрено3,983 млрдруб., сообщили впресс-службе МинэкономразвитияРФ. При этом планируется, что объем выдачи льготных кредитных средств уполномоченными банками субъектам МСП в2019 году составит до336,4 млрдруб.
«Изменения в«Программу8,5» предполагается внести всвязи свысоким спросом состороны субъектовМСП, для расширения доступа кней начинающих проектов иподдержки существующих»,— отмечают введомстве. Сначала текущего года досередины октября врамках программы заключено около6,2тыс. кредитных договоров насумму свыше 291 млрдруб. При этом фактически уже выдано почти191,1 млрдруб.
Кроме того, совсем недавно посогласованию сбанковским сообществом российским правительством было принято решение расширить действие «Программы8,5», включив вперечень приоритетных отраслей доходную недвижимость, розничную торговлю для микропредприятий повсей территории страны иресторанный бизнес. Раньше льготное кредитование погоспрограмме для этих сфер бизнеса было доступно только вКрыму, Севастополе, Дальневосточном иСеверо-Кавказском федеральных округах. Также порешению Минэкономразвития вэтом году снижен с3 млн до500тыс.руб. размер минимального кредита. Одновременно со100 млн до500 млнруб. повышен максимальный размер кредита напополнение оборотных средств, наинвестиционные цели— до2 млрдруб.
Изменения коснулись истимулов для банков. Для них увеличены субсидии навозмещение недополученных доходов повыданным бизнесу кредитам. Размер зависит откатегорий заемщика:3,5% годовых— накредиты малым предприятиям, атакже средним предприятиям— участникам региональных программ повышения производительности труда; 3%— накредиты остальным средним предприятиям. Прежде субсидирование начиналось от2,5% годовых. Как ранее отмечал министр экономического развития Максим Орешкин, при таких нормах банки будут охотнее выдавать льготные кредиты микро-ималым предприятиям. Раньше некоторые заемщики изчисла малых предприятий невсегда могли претендовать нальготные кредиты из-за высокого риска для банков.
Вусловиях, когда реальные располагаемые доходы населения снижаются шестой год подряд, сокращаются рынки сбыта ипадает платежеспособный спрос напродукцию иуслуги малого бизнеса, основная задача государства— обеспечение спроса напродукцию этого сектора, говорит Арсений Поярков. Тем более что под контракты навыполнение МСП госзаказа, например, банки готовы предоставлять тендерные кредиты. Поитогам прошлого года доля закупок умалых предприятий по44-ФЗ увеличилась до40% отобщего объема закупок, рассказали в«Опоре России». «Однако пока МСП только менее чем в50% полученных подобных контрактов работают напрямую сзаказчиком. Вбольшинстве случаев они имеют дело сгенподрядчиком, который ивыиграл тендер»,— поясняет Арсений Поярков. Это снижает норму прибыли отучастия всистеме госзакупок.
Автор:
Федор Конов.